Почему государственная идеология должна стать созидательной

Маркс, Энгельс, Ленин

Вопрос о том, что собой представляет государственная идеология, кажется, как минимум, странным для обычного человека, занятого постоянными поисками “хлеба насущного”. Признаюсь, что и я в этом отношении тоже не исключение.

Одно упоминание слова “идеология” воскресило в моей памяти воспоминания об  институтских занятиях и экзаменах по таким предметам, как политическая экономия, марксистско-ленинская философия, история КПСС, научный коммунизм. Но далекие образы из прошлой студенческой жизни оказались не главными в данном вопросе. 

Как уже и говорил ранее в своих прошлых заметках, что некоторое время назад начал интересоваться тем, что из себя представляет созидательное общество и каковы перспективы его построения в нашей стране. А так как эта идея мне понравилась, то, естественно, стал искать для себя информацию о том, что лично мне может дать в настоящем и будущем реализация данного проекта.

Оказалось, что для этого необходимо поближе познакомиться с положениями, названными авторами проекта основами созидательного общества. Одной из таких основ (а точнее сказать, пятой) выступает необходимость создания и развития созидательной идеологии внутри ныне существующего общества. 

Понятно, что любое человеческое сообщество представлено в пределах какой-то территории и государственного образования. Поэтому вопрос созидательной идеологии необходимо рассматривать в рамках идеологической направленности отдельного государства.

Что такое государственная идеология

Слово “идеология” берет свое начало от греческих «идея» и «логос», буквально означающих “слово”, “понятие” или “учение” и представляет совокупность взглядов человека об окружающем мире на уровне индивидуальных образов, которые впоследствии могут воплощаются в его жизни.

Поскольку каждый человек, как коллективное существо, не приспособлен к самостоятельному или одиночному существованию, он вынужден прибегать к помощи своих собратьев по разуму в форме определенных общественных образований, таких как государство.

В этой связи ему приходится не только разделять чужие жизненные ценности, но и участвовать в реализации чужих целей, подчиняясь при этом установленным нормам и правилам поведения, сложившимся в данном общественном объединении. Поэтому государственная идеология выражает интересы уже не отдельного человека, а всего сообщества в целом.

При этом как государство не может существовать без определенной идеологии, так и государственная идеология не жизнеспособна без компонентов власти, таких как субъект, то есть представители власти и объект, роль которого исполняет сам народ.

Так называемые “верхи” и “низы” не могут обойтись друг без друга, поэтому находятся в постоянном процессе взаимодействия не всегда, конечно, мирном и гармоничном. Поэтому от качества и механизма такого взаимодействия и будет зависеть его конечная форма.

Благодаря трудам Карла Маркса и Фридриха Энгельса человечеству стали известны такие формы государственного устройства, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое государство.

Должен признаться, что я не специалист в области философских наук и у меня нет цели вникать во все подробности каждой формы государственного устройства (и тем самым навлекать гнев своего уважаемого читателя), так как мне вполне достаточно того, что я прекрасно вижу каждый день в своей обыденной жизни.

Как в любой из ранее существующих, так и в нынешнем государственном устройстве для меня лично совершенно понятно, что государство всегда было и остается аппаратом насилия одних слоев населения по отношению к другим с целью сохранения своего господствующего положения.

Функции государственной идеологии

стадо овецПастух ведет за собой отару овец

Этим и объясняются функции, которые присущи практически любой форме государства. Речь идет об управленческой, интегративной и коммуникативной формах взаимодействия “верхов” с “низами” на протяжении всего периода существования данного государства. 

Подобно тому, как в овечьей отаре есть пастух-поводырь со своими помощниками и овцы, доверяющие своими вожакам, подчиненным воле своего хозяина, в любом государстве существует деление на управляющих и управляемых. 

Способы и методы такого управления прекрасно известны и сводятся к двум принципам: “кнута и пряника” и “разделяй и властвуй”. Чтобы овцы не разбежались их необходимо регулярно кормить, но лучше всего это делать в условиях дефицита таких кормовых ресурсов.

Ведь если ресурсов на самом деле мало или существует иллюзия их ограниченности, то не остается времени для чего-то другого, кроме удовлетворения своих материальных проблем. Поэтому интеграционная функция государства будет решаться автоматически с минимальными затратами со стороны высшего управленческого звена.

Если же этому стаду овец сообщить о скором приближении стаи голодных волков, то вопрос вольнодумства и непослушания будет навсегда решен. А задача межличностной коммуникации перейдет в фазу беспрекословного подчинения и исполнения воли верховной власти.

Необходимость перехода к созидательной идеологии государства

Но если слишком переусердствовать в этом вопросе, то возникнет реальная опасность для изменения существующего положения дел. Ярким подтверждением этого явления оказалась история нашей страны, наполненная всевозможными заговорами, переворотами, восстаниями, революциями и войнами.

Даже сегодня, когда наша страна имеет обновленный текст Конституции фактически не обладает правом на свою идеологию, по крайней мере п.2 ст.13 запрещает иметь таковую. Поэтому приходится жить без национальной идеи. А ведь еще Ф.М.Достоевский в свое время говорил, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни сама нация. 

Ведь если государству, в котором я сегодня живу, не позволено иметь свою обязательную или государственную идеологию, то мне, как его гражданину, фактически не разрешается даже думать о своем, так называемом, жизненном кредо (синоним слова идеология).

Остап БендерЖизненное кредо Остапа Бендера 

Другими словами, запрет на идеологию государства приводит к запрету на идеологию личности и жизни в целом, так как ликвидирует само право иметь какие-либо права в виде интересов или личных взглядов на действительность. 

Вот и получается, что если относиться к идеологии, как к высшей идее, призванной к совершенствованию самого человека и условий его жизни, то ее отсутствие обязательно приводит к деградации и упадку как отдельной личности, так и целого народа.

Чтобы избежать подобного сценария развития событий необходимо предпринять некоторые действия, направленные на формирование у каждого человека нового взгляда на государственное устройство с целью перехода от реализации интересов правящих элит к удовлетворению доброй воли каждого отдельного человека путем построения справедливого созидательного общества.  

Популяризация лучших человеческих качеств

Для меня настоящим откровением стала информация о взаимосвязи национальной идеи и жизнеспособности государства. Оказывается, существует прямая зависимость между государственной успешностью и уровнем развития государственной идеологии.

Так, например, в странах, конституция которых запрещает иметь государственную идеологию (Россия, Болгария, Португалия) наблюдается устойчивый тренд увеличения смертности и снижения рождаемости, а также снижения размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Как известно, любые процессы протекающие на материальном уровне жизни человека являются следствием процессов, происходящих в его духовной жизни. Поэтому, чтобы достичь успеха в социально-экономическом развитии общества необходимо как можно чаще и больше говорить об общечеловеческих ценностях и качествах.

Ведь когда говоришь о том, что находит живой отклик в душе другого человека, то и самому становится радостнее и веселее в этой непростой жизни. Поэтому когда приоритетом человека становится сопереживание, сочувствие и гуманность, то и жизнь начинает потихонечку меняться.

Развитие и укрепление морально-нравственных ценностей

Ведь намного важнее обращать внимание на любовь и сострадание к ближнему, чем наполнять своей жизненной энергией чужие эгоистические устремления, очень часто проявляющееся в желании власти над себе подобными.

Оказывается морально-нравственные ценности и черты характера человека очень зависимы от его, так сказать, личной идеологической составляющей. И это не моя выдумка, так как существует один интересный факт, на который многие ссылаются.

Во время Великой Отечественной Войны в канцелярию фюрера поступила докладная записка от руководителя концентрационных лагерей о проведенном медицинском обследовании советских заключенных. Из нее следовало, что 90% незамужних женщин в возрасте до 21 года были девственницами.

По высказанному мнению советника Гитлера невозможно победить противника, у которого присутствует такой высокий уровень нравственности, поэтому необходимо в срочном порядке прекратить войну с Советским Союзом и как можно быстрее подписать мирный договор.

Данная история подтверждает, что лучше создавать все необходимые условия для всестороннего развития человеческой личности, чем использовать человека как источник для непрестанного и безудержного удовлетворения своих сугубо меркантильных потребностей. Как говорится, кормить только для того, чтобы получать молоко и шерсть.

Запрет пропаганды насилия 

К сожалению, пока наблюдается совершенно противоположная картина, когда обычному человеку на всех уровнях внушается и пропагандируется культ силы в любых ее проявлениях. А потом мы удивляемся откуда у нас берутся керченский и казанский стрелки.

Стоит посмотреть любую информационно-развлекательную программу или передачу, как невооруженным взглядом замечаешь насколько много в них насилия и агрессии, даже если это выглядит как невинная шутка на уровне эмоциональных переживаний и ощущений.

На самом деле, в большинстве случаев ментальное насилие над личностью человека оказывается гораздо более действенным, чем непосредственное физическое воздействие. Доказательством этого можно считать доктрину Алена Даллеса, которая была разработана после победы Советского Союза во второй мировой войне.

Аллен ДаллесРуководитель ЦРУ- Аллен Даллес

По плану Даллеса необходимо было сделать все возможное, чтобы посеять в советских людей неверие в возможность построения коммунистического (созидательного) общества. Движущей силой в этом процессе должна была стать молодежь.

Поэтому предлагалось лишить советскую молодежь веры в смысл жизни, перевести ее внимание и вызвать повышенный интерес к вопросам сексуальной жизни, а также совратить картинками красивой жизни, безнаказанности и вседозволенности.

К чему все это привело каждый из нас прекрасно видит в своей жизни на примере своих близких и знакомых людей (достаточно лишь вспомнить о влиянии интернета на нашу жизнь). Поэтому есть над чем хорошенько подумать и понять, что не всегда запреты и цензура несут в себе что-то негативное и вредное для человека.   

Так что запрет на пропаганду насилия в любых его формах и проявлениях на самом высшем законодательном уровне и, главное, повсеместное его исполнение может стать одним из тех шагов, которые необходимо сделать на пути к созидательному обществу.

Вывод

В завершение своего исследования по теме: “государственная идеология” могу сказать, что “не так страшен черт, как его малюют”. Имею в виду прежде всего внешнюю, так сказать, научную  форму данного понятия.

Как и во многих других направлениях жизни человека в данной области тоже очень многое зависит от его личных усилий. Так, если меня не устраивает нынешнее положение дел касательно идеологии моего государства и я желаю изменить ее на созидательную мне совершенно не нужно призывать к новой революции или выводить народ на улицы.

Достаточно повысить личную осознанность в этом вопросе и за ее счет поднять свой энергопотенциал. Вследствие его роста возникнет ситуация взаимного притяжения однозарядных частиц. А это приведет к увеличению критической массы энергии, способной вызвать желаемые изменения в материальном мире.

Как говорил один мой знакомый: ”Ничего сверхъестественного, просто действие обычных законов физики”. С этой точки зрения идея построения созидательного общества не выглядит утопией, а представляется реальной возможностью для любого заинтересованного человека.

Поэтому, уважаемый читатель, у вас тоже есть прекрасная возможность присоединиться к этому процессу и ускорить его приближение, либо остаться посторонним зрителем в этом жизненном спектакле.

Каким бы ни было ваше окончательное решение в данном вопросе я искренне желаю вам всего самого наилучшего в вашей личной жизни и благодарю за внимание и интерес проявленные к теме заметки и ко мне лично.

А чтобы всегда быть в курсе последних событий на блоге и иметь непосредственную связь с его автором, оставляйте свои вопросы и комментарии ниже под текстом и подписывайтесь на в новостную рассылку...

4 комментария

Аватар комментатора Владимир Енговатов Автор: Владимир Енговатов

Здравствуйте, Игорь Петрович!

Вчера начал, а сегодня в 16:31 04 июня 2021 года заканчиваю читать и размышлять над вашей статьей.
Всегда был и есть марксистом-ленинистом.

Расскажу забавный случай.
Примерно в середине 90-х годов прошлого столетия приехал к теще (Мария Зиновьевна) вместе с женой и сыном.
Соседка обращается ко мне неоднократно: "Кум, кум и вновь кум."
Никак не пойму, почему?

А оказывается в далеком 1985 или 1987 году жена без меня понесла в деревенскую церковь сына и окрестила.
А когда они возвращались, то я случайно встретил компанию присутствующую на крестинах и пристал с вопросом: "Где вы были?"

Соседка тогда была 10 - 12 летним ребенком, но её взяли в крестные. А значит она стала моей кумой. Я об этом узнал через примерно через 10 лет, когда сама соседка вышла замуж и скрывать об этом ей стало ни к чему.

Потому, когда мне надо узнать настоящий он коммунист или нет, я задаю вопрос: "Вы крестили своих детей?"
Коммунисты на словах, а на деле трусы. Боятся оказаться в аду. Верят в чепуху.
Это мое мнение. Вам удачи и заходите в гости.
Верующих и не верующих уважаю и люблю, но свою точку зрения отстаиваю.
16:49 04 июня 2021 года.

Аватар комментатора Игорь Пащенко Автор: Игорь Пащенко

Владимир, здравствуйте! На мой взгляд, для того чтобы определить свою позицию относительно веры в Бога, нужно иметь четкую формулировку данного понятия. У одних людей она есть, а у других полностью отсутствует. В большинстве случаев оказывается прав пастор из фильма «Берегись автомобиля», когда говорит, что одни люди верят, что Бог есть, а другие думают, что Его нет. И те, и другие имеют полное право на свое собственное мнение и реализуют его, исходя из личного опыта. Только после завершения своего жизненного пути на земле человек сможет узнать сделал он правильный выбор или всю жизнь ошибался.

Аватар комментатора Вера Автор: Вера

Игорь! Интересные мысли и неизвестные факты нашла я для себя в Вашей статье. Философия-не мой удел. Я живу сегодняшним днём и стараюсь создавать свой личный мир вокруг себя, своих друзей и родных. До правящих классов мне дела нет. Вряд ли моё желание или нежелание видеть какую то партию во главе государства может стать решающим.

Аватар комментатора Игорь Пащенко Автор: Игорь Пащенко

Вера, здравствуйте! Прекрасно вас понимаю, так как в свое время подобные вопросы меня тоже не интересовали. Но однажды до меня дошло, что окружающая меня действительность состоит из энергии и информации, в том числе мои желания и мысли. Если я научусь правильно пользоваться той энергией, которая есть в моем распоряжении, то смогу решить вопросы своей материальной и духовной жизни. С этой точки зрения какими ни были мои мысли по своей направленности, они всегда приводят к изменению моего энергетического баланса. В итоге мой, так сказать, энергетический потенциал может расходоваться на бесполезные вещи (просто рассеиваться в пространстве) или направляться на формирование образа (идеи) моего настоящего и будущего, чем вы как раз и заняты. Но этим же занимаются практически все люди (каждый в свою меру), поэтому происходит постоянный обмен энергией между ними вне зависимости от их социального положения и положения в обществе. А это приводит к полному отсутствию какой-либо изоляции между ними. Поэтому если я говорю о том, что меня что-то (не)заботит или (не)интересует, то фактически выражаю степень своего взаимодействия с данным объектом. Мне лично в этом случае помогает осознание, что в любой ситуации именно я выступаю причиной и следствием развития событий. Так что желаю и вам использовать свое священное право выбора для улучшения своей жизни и жизни родных и близких.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение