Мозговой штурм: что это такое и в чем польза для обычного человека

поиск идеи

Оказывается,  мозговой штурм - это отличный метод не только для поиска подходящей темы для своего онлайн-дневника, но и для решения практически любых житейских вопросов, начиная, например, с подготовки к экзаменам и заканчивая поиском ответов на свои меркантильные вопросы. 

Пока одни авторы утверждают, что методика мозгового штурма является чуть ли не  панацеей в решении любых проблем, другие исследователи настаивают на том, что данный метод сегодня не работает и его значение сильно преувеличено.

Как известно, истина всегда находится где-то посредине. Но в любом случае, если мозговой штурм позволяет достичь реализации хотя бы 20 процентов собственных жизненных целей, то это, в соответствии с правилом Парето, достойный результат, которым лучше не пренебрегать, а использовать в своей повседневной жизни.

Что такое мозговой штурм

рабочее совещание

Так, например, когда основатель методики мозгового штурма Алекс Осборн, в тридцатые-сороковые годы двадцатого века столкнулся с низкой эффективностью персонала в собственном рекламном агентстве, стал искать пути и способы решения данной проблемы.

Он был уверен, что у его работников должны быть и вероятнее всего есть интересные идеи, которыми они почему-то не желают делиться с окружающими. Вопрос состоял лишь в том, чтобы найти способ объединить сотрудников для раскрытия их творческого потенциала.

Осборн пришел к выводу, что способность критиковать является тем ключевым элементом, который не только затруднял групповую работу его персонала, но и мешал ей. Свои изыскания Осборн выразил в концепции мозгового штурма, которая получила дальнейшее развитие и применение в наши дни.  

Фактически мозговой штурм сегодня, как и раньше, представляет собой процесс поиска решения поставленной задачи в условиях полного отсутствия оценки и критики со стороны окружающих.

По своему личному опыту знаю, что когда вместо критики видишь заинтересованность окружающих в совместном поиске решения какого-то вопроса, то начинаешь мыслить совершенно по-другому, не опасаясь быть непонятым и осужденным посторонними за свои идеи.

В этом случае возникает понимание, что совместные усилия нескольких человек в решении одного и того же вопроса могут стать более результативными, чем собственные самостоятельные усилия. Ведь не зря говорят, что “одна голова - хорошо, а две - лучше”.

А когда этих голов не две, а в несколько раз больше, то эффективность их работы возрастает многократно. Так, по утверждению Константина Циолковского, совместные усилия двух человек приводят к увеличению результата в семь раз, а коллективная работа трех человек повышает их потенциал уже в 49 раз.

Виды мозгового штурма

русский воин

Наверное, именно по этой причине методика коллективного или группового мозгового штурма стала самой популярной и часто применяемой. Проблема состоит лишь в том, как определить оптимальное количество участников в отдельной сессии данного мероприятия.  

В одних случаях количество участников ограничивается 3-4 сотрудниками, а есть примеры, когда в сеансе мозгового штурма участвуют более 12 человек. Многие специалисты соглашаются с тем, что оптимальным является количество от пяти до двенадцати человек и предлагают компромиссный вариант, когда группа состоит из  семи участников.

Если же мозговой штурм выполняется усилиями только одного человека, то говорят об индивидуальном или самостоятельном мозговом штурме. Понятно, что в данном случае было бы более логично говорить не о штурме как таковом, а только о мозговой атаке.

Однако, история нашей страны насчитывает немало ярких страниц, когда один человек мог изменить ход не только отдельного сражения, но и всей военной кампании. Именно отсюда поговорка: “и один в поле воин”. Если честно, то по этой причине меня и заинтересовала методика мозгового штурма для личного, так сказать, пользования.

Основные этапы мозгового штурма   

Ведь если знать алгоритм проведения коллективного мозгового штурма, то, в принципе, его можно использовать и для решения своих личных вопросов. Тем более, что многие специалисты утверждают, что этапы коллективного процесса такие же, как в случае индивидуальной работы.

Понятно, что в течение некоторого времени придется заняться, так сказать, адаптацией этого алгоритма с его обязательными элементами под свои собственные потребности, которых у меня, как и у каждого обычного человека, достаточно много.     

Так, в качестве основных этапов в проведении сеанса коллективного мозгового штурма выделяют:

  • определение и постановку проблемы,
  • генерацию идей,
  • оценку и отбор идей. 

Каждый из них имеет свои персональные правила и требования, учет и соблюдение которых позволит правильно выстроить весь процесс, чтобы максимально быстро и гарантированно достичь необходимых результатов в ходе его использования. 

Ведь каждый из нас прекрасно понимает, что стоит лишь убрать пару-тройку кирпичей из фундамента дома, как через некоторое время все строение может не только прийти в полную непригодность, но и совсем разрушиться. 

Определение проблемы

Таким первым кирпичиком в здании алгоритма мозгового штурма является определение во времени и пространстве той проблемы, решение которой необходимо найти. Как правило, в той или иной форме она уже известна заказчику мозгового штурма и требуется лишь формализовать ее.

Чаще всего она выражается в форме какого-то конкретного вопроса, на который необходимо найти как можно большее количество ответов. Сам вопрос может быть размещен на каком-то плакате, стенде или доске, доступной для всеобщего обозрения экспертной группы.

Когда предложенная для обсуждения проблема понятна всем участникам мероприятия и не возникает вопросов относительно ее формулировки, переходят к этапу генерации идей или, говоря по-другому, поиску возможных вариантов решения данной проблемы.

Генерация идей

электрический генератор

Чаще всего это происходит путем коллективного обсуждения и высказывания самых разнообразных идей, имеющих отношение к решению озвученной проблемы. Именно на этом этапе происходит то, что Циолковский назвал силой коллектива.

Если рассматривать идею как некий прообраз предстоящих действий или поступков существующий только на уровне мысли человека, то задача участников штурма состоит в поиске только лишь направления развития без его детализации.

Результативность данного этапа оценивается не качеством высказанных идей, а лишь их количеством. Так, например, известен случай, когда группа из семи человек за сорок минут брейнсторминга (так еще называют мозговой штурм) смогла высказать более ста самых разнообразных идей.

Отбор идей

По окончании времени, отведенного на поиск и обсуждение идей, переходят к процессу их оценивания и отбора. На данном этапе все идеи рассматривают с точки зрения предварительно разработанных критериев, которые позволяют выбрать лучшие и избавиться от бесполезных идей. 

В качестве таких критериев могут рассматриваться условия, когда идея будет признана новой и никогда ранее не применявшейся. Кроме того, идея должна быть полезной и способной решить конкретную задачу, а также обладать возможностью реализации на практике.

Если в ходе проделанной работы не были получены необходимые ответы по решению первоначально сформулированной проблемы, то сеанс мозгового штурма может повториться снова в том же формате или в измененном по желанию заказчика виде.

автомобиль Форд

Причем периодичность подобных повторных сеансов брейнсторминга будет полностью зависеть от воли и желания заказчика. В этом отношении очень наглядна история с автомобильным двигателем Генри Форда, когда он потребовал от конструкторов принципиально нового решения в его создании.

Несмотря на категорические и неоднократные возражения специалистов о невозможности выполнить данное требование уже через четыре месяца V-образный восьмицилиндровый двигатель был готов и запущен в серию. Причем стоимость производства этого двигателя оказалась в разы меньше, а его характеристики в разы лучше существующих аналогов.  

Некоторые правила мозгового штурма

Думаю, что во всей этой истории не обошлось без целой серии мозговых штурмов и атак, которые вынуждены были проводить специалисты, чтобы решить поставленную Фордом задачу. Причем, как мне кажется, не все из них были достаточно успешными.

По этой логике, чтобы добиться позитивных результатов в процессе мозгового штурма необходимо соблюсти вполне конкретные и необходимые правила, количество которых довольно велико и имеет непосредственное отношение к выполнению каждого этапа проводимого штурма.

Честно говоря, чтобы подробно рассмотреть, хотя бы некоторые из них потребуется достаточно много времени, в результате чего мой текст может стать не просто большим, а очень большим и даже огромным, что может повредить пользе дела, так как в данном случае важнее не теоретические изыски, а практическое применение полученной информации.

телеигра

Так что заранее приношу свои извинения за то, что, не все существующие правила смогу охватить и не в той последовательности как это было бы необходимо. Однако, постараюсь внести некоторую ясность в этом вопросе на примере телепередачи “Что? Где? Когда?”, которая считается классическим примером мозгового штурма. 

Так, через каналы телекоммуникации предварительно сообщается зрителям и участникам игры о месте и времени проведения игры. Определяется количество и состав игровых команд, допущенных к участию в игре.

Оговаривается длительность (по времени)  и количество раундов в игре. На всеобщее обозрение представляют конверты с вопросами, на которые нужно искать ответы. Оговаривается принцип выбора этих вопросов. Все эти процедуры выполняются под непосредственным руководством ведущего, номинированного владельцем игры.

На этом, можно сказать, подготовительный этап, который, как правило, предшествует этапу постановки проблемы, считается законченным и переходят непосредственно к определению проблемы, путем вращения волчка и выбора того конверта, на который укажет стрелка.

клуб что где когда

Как только конверт выбран и телеведущий озвучил содержащийся в нем вопрос,  наступает следующий этап в процессе развития мозгового штурма, а именно, этап генерации идей. В игре он разделен на два процесса: обсуждение проблемы для поиска правильного ответа на вопрос и выбор лучшей и правильной, по мнению знатоков, идеи.

Как только количество побед у одной из сторон (знатоков или зрителей) достигает шести, игра считается оконченной и победа в игре присуждается тому, кто первым набрал шесть очков. Исходя из этого получается, что как вся игра в целом, так и каждый ее этап в отдельности могут рассматриваться как пример самостоятельного сеанса брейнсторминга.   

В настоящее время существует огромное количество всевозможных техник проведения мозгового штурма, но все они сводятся к одному, а именно, к поиску ответов на возникающие вопросы, которые в итоге позволяют выработать план предстоящих действий и решить свои злободневные проблемы.    

В чем польза мозгового штурма     

По большому счету мне совершенно все равно как, по-научному, называется и чем отличается та или иная техника брейнсторминга, известного как мозговой штурм. Главное, чтобы в процессе его выполнения я получал правильные и действенные ответы на свои вопросы и мог удовлетворить свои потребности.    

Если, например, в ходе группового мозгового штурма, на мой взгляд, возникает эффект коллективного сознания за счет суммирования потенциала всех участников группы и только потом происходит взаимодействие с восходящими вибрационными уровнями, то в случае индивидуального мозгового штурма выполняется подключение сознания человека непосредственно к более высоким энергетическим уровням.

Чтобы в группе можно было использовать весь доступный потенциал необходимо прежде всего выровнять эмоциональный фон каждого отдельного участника, а потом уже приступать к коллективной работе, что затратно по времени и ресурсам.

В случае же, когда выполняется индивидуальная работа, соблюдение данного условия происходит намного быстрее и возникают дополнительные положительные результаты, проявляющие себя в том, что уже приобретенные навыки и умения получают более высокий уровень развития, чем это было раньше. 

Так, в качестве доказательства действенности методики индивидуального мозгового штурма позволю себе привести пример из своей собственной жизни. Буквально несколько дней назад с удивлением для себя обнаружил, что куда-то пропал один очень важный документ, имеющий непосредственное отношение к идентификации моей личности, который условно назову удостоверением. 

Вариант с оформлением дубликата взамен утерянного документа был сразу мной был отвергнут, так как выглядел трудно выполнимым, а также нежелательным, более того,  предполагал значительные расходы как времени, так и финансовых средств.

Поэтому пришлось прибегнуть к услугам своей собственной памяти, чтобы вспомнить где и когда я видел удостоверение в последний раз. Но из этой затеи ничего не вышло, поэтому пришлось использовать уже известную мне методику индивидуального брейнсторминга.

потерял кошелек

Надо сказать, что после формулировки вопроса, на который нужно было получить ответ, возникло сразу несколько версий возможных мест нахождения утерянного документа. Хотя эти версии в итоге оказались нерабочими, появилось стойкое и довольно явственное ощущение, что удостоверение не утеряно на улице, а просто лежит где-то дома. 

А раз такое дело, то в принципе, и беспокоиться больше не о чем, так как в этом случае оно будет обязательно найдено. Самое интересное, что как только мой эмоциональный фон пришел в свое привычное состояние, через некоторое время в моем сознании, как в художественном фильме, проявилась картинка всех событий прошлого, имеющих отношение к данному документу.

Настоящим откровением для меня стало понимание, где именно в данный момент находится мое утерянное удостоверение. Причем пока шел к этому месту, чтобы проверить свою гипотезу, каким-то непостижимым образом уже четко знал, что именно так оно и случится.

Конечно, данный пример можно рассматривать, как лишнее доказательство моей невнимательности и просто безалаберности, с чем я вполне согласен. Но для меня этот случай стал убедительным доказательством, что любой правильно выполненный  мозговой штурм даже в микро- или мини-форме всегда приводит к желаемым результатам.

Во всей этой истории, кроме решения конкретного вопроса, связанного с поиском пропавшего удостоверения, я получил хороший и надолго запомнившийся урок, как нужно правильно распоряжаться силой своего внимания, развивать краткосрочную память и управлять собственным эмоциональным состоянием.

Выводы     

штурм здания

С этой точки зрения мозговой штурм стал еще одним, так сказать, персональным  инструментом в моем личном арсенале эффективных средств, пригодных для решения насущных житейских задач.

Хотя в случае коллективного мозгового штурма скорость поиска идей и принятия эффективных решений может быть намного выше, в отличие от индивидуального способа данного мероприятия, но именно в этом кроется и его главный недостаток.

На самом деле довольно сложно найти подходящих людей, выделить для работы необходимое время и отдельное помещение, привести участников в надлежащее эмоциональное состояние, а потом еще заставить откровенно рассказать о возникающих идеях.

Если, например, я однажды стал свидетелем воровства собственной идеи и потом еще оказался в условиях, когда должен воплощать в жизнь ее не лучший вариант, так как она уже была кем-то видоизменена, и это вменено в мои обязанности без намека на дополнительную оплату, то, вряд ли, в следующий раз я захочу принимать участие в подобном мозговом штурме.

Совсем другое дело в ситуации, так сказать, персональной деятельности, когда любая инициатива в этом вопросе только приветствуется, а плодами воплощения личных идей никто, кроме меня, ни при каких условиях не воспользоваться. 

Так что, пользуясь случаем, желаю и вам, уважаемые читатели, проверить данный метод на своем личном опыте. Думаю, что полученные результаты вас точно не разочаруют, а лишь ускорят процесс вашего развития и совершенствования. 

Буду вам, дорогие друзья, очень благодарен, если вы поделитесь своими мыслями относительно темы данной заметки в комментариях ниже. А чтобы быть в курсе последних событий на моем дневнике подписывайтесь, пожалуйста, на новостную рассылку...

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

Ноутбук, который можно выиграть, сделав репост. LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение