Внимание: виды, свойства и инструменты, чтобы развить и управлять

капитан судна

“Внимание!”- именно с этого слова начинается речь любого из нас в случае, когда мы обращаемся к кому-то и желаем в данный момент времени донести до него всю важность и значимость собственной мысли, которую считаем очень полезной для себя и окружающих.

Как только человек оказывается готов внимать, то есть слушать и усваивать услышанное, прилагая к этому определенные усилия и затрачивая свою энергию, происходит процесс передачи информации от одного собеседника к другому.

Если получатель данной информации, что называется, жадно поглощает ее слухом и находит в ней что-то полезное для себя, а потом еще применяет для решения своих конкретных вопросов, то такая информация становится его персональным знанием.

К сожалению, сегодня количество всевозможной информации с каждым днем  увеличивается в геометрической прогрессии и чтобы не утонуть в этом информационном океане требуется некоторый инструмент для ее сбора, хранения и обработки. Обязательным условием в этом случае выступает необходимость фильтрации информационных потоков.

Вот таким инструментом, призванным помочь в выборе самого важного и ценного для себя, и выступает наше внимание. Если изучить его исключительные свойства и применить на практике, то можно не только избежать множества ошибок, но и повысить свою эффективность, а как следствие, качество самой жизни.      

Что такое внимание

Многие авторитетные источники говорят о непосредственной связи нашего внимания с восприятием действительности, которое можно представить как процесс познания окружающего мира с целью формирования своей индивидуальной картины мира.

А раз такое дело, то внимание можно определить как способность человека избирательно направлять свое восприятие на интересующий его объект. 

Понятно, что интересы и цели в жизни у каждого человека совершенно разные, но именно внимание позволяет ему лучше ориентироваться во внешней среде и выбирать именно то, что ему нужно на данный момент времени.

Это обстоятельство напоминает мне ситуацию с человеком, оказавшимся в незнакомом городе. В поисках необходимой улицы он обратился за помощью к находившемуся рядом таксисту, ожидавшему своих пассажиров.

Тот в мельчайших подробностях объяснил предстоящий маршрут движения, перечислив при этом все светофоры, посты ГАИ, заправки и станции техобслуживания, которые или находились по пути следования, или возле которых нужно было повернуть налево или направо.

городское такси

Информации оказалось так много, что нашему туристу пришлось тактично поблагодарить своего проводника и снова обратиться за помощью к случайному прохожему, который как раз оказался рядом. На это раз информатором стал работник сферы культуры.   

Для построения подходящего маршрута он использовал чуть ли не все свои знания в области культурного наследия города с указанием названий и адресов музеев, выставочных центров и театров, которые находились на пути к указанному месту.

Если бы наш молодой человек прибегнул, например, к помощи любителя крепких напитков, у которого каждое утро “котлы кипят”, то, вероятнее всего, в перечне ориентиров оказались бы названия баров, кафешек и каких-нибудь забегаловок.

Виды внимания

Честно сказать, в этой истории, по-крайней мере, в том виде, как я ее помню, так и осталось неизвестным нашел ли приезжий человек нужную ему улицу или нет. По большому счету этого и не требовалось.

Ведь суть данного примера сводится к тому, что каждый человек, кем бы он ни был по своему званию и положению, чаще всего, пользуется именно тем, что на данный момент представляет его интерес и на что направлено его внимание. 

Причем не только пользуется, но и превращается в носителя того, что в ряде случаев становится его внутренней сутью, которую невозможно скрыть под какой-либо внешней маской. Как говорится, волка не выдашь за зайчика, так как серые ушки не спрячешь.

Непроизвольное внимание

случайный прохожий

С этой точки зрения получается, что и у таксиста, и у деятеля искусств было активировано их непроизвольное или пассивное внимание, так как оно всегда возникает, так сказать, на уровне базовых рефлексов и не требует предпринимать сознательные и волевые действия и поступки.

Более того, их внимание оказалось не только вынужденным, но и привычным. Вынужденным оно было потому, что вызывало в их сознании определенные ассоциации и образы, связанные с предметом личного интереса, которыми, как правило, очень трудно управлять.

Причем эти образы стали неотъемлемой и привычной частью их видения жизни, которое они невольно распространяли на других людей. Это произошло из-за того, что основу привычного внимания человека составляет направленность на его сферу интересов и профессиональной, например, деятельности.   

Кроме двух указанных видов непроизвольного внимания выделяют такую его форму, как невольное внимание, которое имеет непосредственное отношение к необходимости удовлетворения естественных физиологических нужд. 

О чем, скажем, способен думать человек, если уже не ел три дня и его внутренности марш играют? Конечно же, только о еде, так как ничто другое просто не полезет в этом случае в голову. А любой внешний раздражитель в виде приятного запаха пищи или вывески предприятия общепита сделает еще громче звук этого марша.

Произвольное внимание

зубная щетка

Если уж мы начали говорить о непроизвольном внимании, то, по логике, должно быть и, так называемое, произвольное внимание. Как оказалось, (для меня в частности), логика в этом вопросе действительно не подвела и такое внимание существует.

Произвольным вниманием, в отличие от своего собрата, называют такой его вид, для развития которого требуются и просто необходимы сознательные и волевые  усилия, выраженные в конкретных поступках и действиях, направленных на достижение поставленной цели какой бы незначительной она не казалась.

Первостепенное, на мой взгляд, значение для развития произвольного внимания имеет способность человека совершать в своей жизни самостоятельный и осознанный выбор. Ведь мы существуем в таких условиях, когда должны каждую минуту делать свой личный выбор, начиная от цвета зубной щетки, которой чистим зубы, и заканчивая, например, профессией, которой готовы посвятить всю свою жизнь.

Именно в этом случае (имею ввиду выбор профессии) очень ярко проявляется волевое произвольное внимание, которое выражается в выполнении каких-то действий, противоречащих действиям непроизвольного внимания. Вот где самое время вспомнить о самодисциплине, которой была посвящена отдельная заметка.

Ведь когда все вокруг и даже собственное тело говорит, что ты ни на что не способен, а ты собираешь всю свою волю в кулак и делаешь то, что считаешь необходимым для достижения своей заветной цели, то, фактически, на полную катушку используешь силу своего волевого внимания. 

Бывают, конечно, такие случаи, что противодействие может оказаться настолько сильным, что придется на некоторое время изменить свою тактику и прибегнуть к помощи выжидательного внимания, которое сводится к сознательному ожиданию благоприятной ситуации в процессе движения к своей цели.

Ведь, если после многих попыток не удается крепость взять штурмом, то переходят к ее длительной осаде. Если же штурм и продолжение осады по какой-то причине производятся вопреки существующему плану совершенно спонтанно и без всякой предварительной подготовки, говорят о ситуации спонтанного или послепроизвольного внимания.

Это вид по аналогии с произвольным возникает благодаря целенаправленным действиям человека, но не требует для своего существования и развития  дополнительных и постоянных волевых усилий. Это подобно тому, когда, например, гимнаст в начале своей тренировки проводит предварительную разминку, а потом переходит к выполнению своих привычных упражнений.

В этом случае для выполнения разминки требуются некоторые усилия волевого характера, в виде минимальных энергетических затрат на разогрев мышц. В то же время обычный комплекс упражнений будет выполняться уже на автомате без участия волевой составляющей.

Свойства внимания

Одним словом, сколько людей, столько и мнений. Думаю, что данная классификация существующих видов внимания больше подходит для ученых-теоретиков, стремящихся проникнуть в самую суть явления, чем для людей практикующих  управление собственными способностями.      

В любом случае, для решения собственных жизненных задач в большей степени потребуется именно произвольное внимание, так как именно оно позволяет разработать личную стратегию и тактику достижения желаемой цели. 

А если еще знать об удивительных свойствах внимания человека и умело их использовать как каждое в отдельности, так и в комбинации с другими, то можно очень многого добиться, причем с минимальными затратами времени и сил.

К числу основных, даже можно сказать, базовых, свойств любого вида внимания относят:

  • устойчивость внимания,
  • сосредоточенность и концентрацию внимания,
  • объем внимания,
  • распределение внимания,
  • переключение внимания. 

Любое из перечисленных качеств носит скорее условный характер, так как в чистом виде практически никогда не встречается. В большинстве случаев приходится иметь дело с комбинациями, когда одно из данных свойств представлено в преобладающем или доминирующем виде.

Устойчивость внимания

Московский метрополитен

Так, устойчивость внимания отличается способностью человека длительное время удерживать фокус своего интереса на избранном для этого объекте. Для подтверждения данного утверждения позволю себе одну историю-анекдот.

Глубоким вечером в одном из вагонов электропоезда Московского метрополитена оказались сидящими напротив друг друга молодой человек и симпатичная девушка. Внешность девушки настолько заинтересовала студента-ботаника, что тот не мог оторвать от нее глаз.

Через некоторое время его скромные попытки получше рассмотреть объект своего интереса перешли всякие границы и молодой человек стал буквально пялиться на девушку. Поэтому она обратилась к нему следующими словами: “Молодой человек! Пожалуйста, оденьте меня, а то мне на следующей остановке выходить”...

Что тут скажешь, кроме того, что избыточная устойчивость внимания молодого человека привела к такому плачевному для него исходу, в то время, как для девушки эта ситуация стала очередной победой в общении с назойливыми обожателями.  

Сосредоточенность и концентрация внимания

военные учения

Конечно же, данный  случай происходил на фоне повышенной сосредоточенности и концентрации внимания со стороны молодого человека, которые многие специалисты в вопросах психической деятельности человека, опираясь на свою экспертность, считают если не одним и тем же, то очень похожими понятиями. Для лучшего понимания этого момента с точки зрения обычного обывателя попробую и я вставить свои пять копеек. 

Так, термин “концентрация” может означать процесс накопления необходимых сил и энергии в каком-то, скажем, месте или территории. В то же время под понятием сосредоточенности можно понимать результат или итог завершения такого процесса концентрации в отдельно взятой точке этой территории или пространства. 

Это подобно военной наступательной операции, когда вдоль всей линии фронта размещается необходимая группировка сил с тем, чтобы начать свое наступление на конкретном участке фронта (ограниченном до размеров точки в сравнении со всей линией фронта). 

Объем внимания

По аналогии с наступательной военной операцией объем внимания человека похож на совокупность подразделений разных родов войск, на которые направлено внимание командующего фронтом. Ведь именно от его способности осуществлять согласованное взаимодействие этих подразделений между собой и будет зависеть успех всего наступления.

Понятно что необходимым условием для этого выступают личные качества и способности командующего одновременно как военачальника, так и человека, данные ему от природы и приобретенные в ходе всей его жизни.

По теории управления известно, что для качественного выполнения своих обязанностей руководитель может поддерживать оптимальный диалог с подчиненными, количество которых не превышает двенадцати человек. Однако, это количество может регулироваться, исходя из личных энергетических возможностей данного руководителя. 

Распределение внимания

Однако, в этом случае всегда нужно помнить о том, что чем больше объектов, находящихся в области внимания человека, тем быстрее расходуются его энергетические ресурсы, повышается утомляемость и наступает нервное истощение.

Поэтому, как в нашем случае с количеством заместителей у командующего фронтом, необходимо уметь правильно распределять свое внимание между этими объектами, без ущерба для такого взаимодействия, исходя из возможностей собственного энергетического объема.

Это примерно так же, как в случае с конденсатором в электрической сети, когда он не может отдать свой заряд в сеть до тех пор, пока не наберет необходимую емкость. Причем он всегда отдает ровно столько, сколько может вместить себя. Если это правило нарушается, то конденсатор просто выходит из строя.

Переключение внимания

электрический конденсатор

Данный принцип работы конденсатора очень хорошо отражает такое свойство внимания, как его способность переключаться с одного объекта на другой или даже несколько. Так, пока конденсатор заряжается, он выполняет функцию приемника, а когда происходит его разрядка, он становится передатчиком электрического заряда.

Использование режима переключения (в том числе включения и выключения), как правило, рассчитано на определенное и весьма ограниченное количество циклов, при достижении которых следует фаза отдыха или замена изношенного прибора на новый.

К сожалению, с человеческим вниманием так поступить не получится, так как мозг и всю нервную систему полностью заменить просто невозможно. Однако, вопреки утверждению о том, что нервные клетки не восстанавливаются, уже давно доказано, что возможно замещение старых и погибших нейронов совершенно новыми и молодыми.

Только для этого им необходимо показать куда именно должен быть направлен их электромагнитный импульс в конкретный момент времени. Именно таким указателем в физической и энергетической структуре человека выступает его способность к чувственному восприятию в форме внимания. 

Причем внимание человека обучает правильным и необходимым действиям не только отдельные нейроны, но и целые группы, создавая из них, в зависимости от потребностей, многочисленные нейронные цепочки и сообщества, которые известны как нейронная сеть человека.  

Что дает развитие внимания

Вот и получается, что управление собственным вниманием позволяет не только достичь успеха в какой-то отдельной области жизнедеятельности, но и решить вопрос функционирования всех систем жизнеобеспечения человека, как в качестве физического, так и энергетического существа.

Ведь если учесть, что объектом внимания человека выступают как материальные потребности тела, так и духовные устремления его души, то можно догадаться, что эта способность становится движущей силой в вопросе формирования его внутренних установок и убеждений, привычек и интересов в жизни.

парусное судно

Если человек осознает необходимость следовать своим природным установкам и программам, то соответственно направляет свое внимание на достижение тех целей и желаний, которые соответствуют данным внутренним установкам.

Такая линия поведения приводит к развитию способности человека самостоятельно определять приоритеты в своей жизни и управлять ими по своему разумению. А направленность внимания в соответствии с избранными целями позволяет перейти на новый уровень в своем профессиональном и личностном росте.

Причем данный процесс происходит на фоне дополнительного энергообеспечения, когда любое событие в жизни сопровождается выделением дополнительных профицитных ресурсов, имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Как развить навык управления своим вниманием

Все это, конечно хорошо, но вопрос состоит в том, как перейти от красивой теории к конкретной практике. Ведь если внимание считать способностью человека, то любая способность, подобно мышцам, может и должна тренироваться. Полностью согласен с данным утверждением, так как все именно так и обстоит.

Более того, главной, как мне кажется, функцией внимания выступает способность человека быть наблюдательным. Ведь именно от выбора точки, из которой будет вестись наблюдение и будет зависеть полнота картины, представшей перед любопытным взором наблюдателя.

На мой взгляд, существует всего лишь две точки, из которых может вестись полноценное наблюдение: позиция наблюдателя от духовного начала и позиция наблюдателя от материального (животного) начала.

Позиция пассивного созерцателя

наблюдение за природой

Как в одном, так и в другом положении наблюдения, можно оказаться в роли пассивного наблюдателя или бесстрастного созерцателя, основная задача которого состоит в невмешательстве в ход жизненного процесса.

В этом случае способность человека к восприятию внешнего мира, каким и является его внимание, остается совершенно невостребованной, так как не приводит к формированию его личного отношения к окружающей действительности. 

Вместо ожидаемого прогресса в жизни такого человека возникают деструктивные события, которые постепенно приводят к деградации и разрушению. 

Выход из подобного состояния заключается только в том, чтобы из пассивного наблюдателя перейти в категорию активного деятеля. Ведь сила внимания как раз для того и предназначена, чтобы при достижении необходимой критической массы вызвать необходимые и ожидаемые позитивные изменения в жизни.

Состояние активного деятеля

Я могу сколько угодно говорить о пользе физкультуры, но до тех пор, пока не направлю свое внимание на конкретный комплекс физических упражнений, не выберу подходящее для этого время и не начну его выполнять, ничего существенного в моей жизни не произойдет.

Кто из нас не помнит басню Крылова “Лебедь, рак и щука”? А ведь это про каждого из нас, так как мы давно уже привыкли поступать по принципу, когда говорим одно, думаем о другом, а поступаем по-третьему. Кто считает, что он не таков, пусть первым бросит в меня камень.

Вот и получается, что для развития способности управлять своим вниманием необходимо объединить в одно целое и направить в единое русло усилия собственной души и тела. А это, несмотря на противостояние и противоборство между ними, возможно только при условии главенства духовных интересов над материальными потребностями тела.

Инструмент для развития внимания|Пример из личного опыта

печатная машинка

Лично для меня инструментом по развитию внимания и тренировке своих ментальных навыков с одновременным поддержанием физической активности стали занятия по вольному письму или фрирайтингу, который представляет собой процесс написания текста на листе бумаги или печать на компьютере, в течение некоторого промежутка времени.

Конечно, польза для физического тела совсем невелика, но все равно, даже простой процесс нажатия кнопок на клавиатуре и сидения на стуле перед монитором компьютера требует расходования некоторого количество физической энергии.

Главная же польза для развития моего внимания находится в области ментальных навыков, которые получают развитие в ходе каждого сеанса фрирайтинга. Получается так, что нужно одновременно держать в поле своего зрения как сам процесс поиска необходимых букв на “клаве”, так и процесс возникновения мыслей в голове и воспроизводства их в виде текста.  

В ходе тренировки мое внимание становится одновременно распорядителем и регулятором всех происходящих процессов. Кроме того, оно играет роль движущей силы, обеспечивающей данные процессы необходимыми энергетическими ресурсами. 

К сожалению, я не владею слепым методом набора текста, поэтому приходится печатать уткнувшись взглядом в кнопки на клавиатуре. Поэтому, когда через некоторое время мое внимание концентрируется только на этом моменте и упускает из виду то, что происходит на экране монитора, постепенно теряется мысль повествования.

Когда же стараюсь сосредоточиться на своих мыслях, которые необходимо облечь в читаемый и понятный текст, то сразу падает скорость печати. Так что приходится учиться навыку одновременной концентрации внимания и его распределения между объектами наблюдения, что постепенно приводит к некоторому увеличению объема моего внимания.

Данная практика, которая мне очень нравится, приведена мной только для того, чтобы более наглядно показать процесс взаимодействия между наблюдателем и объектом его интереса посредством силы собственного внимания. Подобных инструментов существует огромное множество, подробное рассмотрение которых займет достаточно много времени.

Выводы

Поэтому чтобы не злоупотреблять вниманием своего уважаемого читателя и не превращать свою скромную заметку в целый роман, считаю необходимым перейти к некоторым выводам касательно предмета нашего (надеюсь совместного) исследования.     

После того, когда я впервые услышал, что внимание - это не только способность человека, но и огромная сила, (а случилось это уже довольно давно), стал искать подтверждение данного тезиса и пришел к тому, что кроме теоретических знаний, получил практическую возможность их применения в собственной жизни.

Теперь ежедневные нехитрые сеансы фрирайтинга тренируют не только мои навыки скоростной печати, необходимые для достойного заработка в сети интернет, но и дают возможность учиться управлять собственным вниманием, которое выступает связующим звеном в процессе постановки и достижения моих целей.

Ведь получается так, что сначала мы определяем необходимую для себя цель, потом запускаем намерение по ее достижению, с помощью самодисциплины выбираем самый оптимальный для этого вариант и наполняем его силой своего внимания.

Что из этого получается я уже вкратце рассказал. Но это, можно сказать, только первые и промежуточные итоги. Главные результаты еще находятся в стадии ожидания. Какими они будут время покажет, о чем я возможно расскажу в одной из будущих заметок.

А пока, пользуясь случаем, благодарю вас, уважаемые читатели, за интерес проявленный к теме данной заметки и ко мне лично. Верю, что данная информация станет для вас полезной и поможет разрешить накопившиеся проблемы. 

О своих результатах сообщите, пожалуйста, в своих комментариях, которые я буду с нетерпением ждать. А чтобы не остаться в неведении касательно выхода новых заметок на моем блоге, подписывайтесь на новостную рассылку...    

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение